Я сейчас не про Бретона и Элюара и, тем более, не про Дали и Магритта с Миро.
Джорджио де Кирико - художник, очень интересный прежде всего необычностью своего творческого пути.
Один из самых загадочных художников в истории искусств. Его ранняя живопись (1910-1919), которую сам он называл метафизикой, - не менее радикальное открытие, чем кубизм, - предвосхитила появление сюрреализма и принесла ему известность, сравнимую со славой Пикассо.
Недаром в те времена писали: "Два явления доминируют в искусстве ХХ-го века: Пикассо и Кирико". Однако, в 20-х годах художник отрекается от собственного детища и обращается к классицизму - случай, единственный в своем роде.
Коротко, но подробнее:Необъяснимый зигзаг в творчестве привел Кирико, по мнению одних критиков, к медленному сползанию в посредственный маньеризм. Другие находили, что, затеяв диалог с великими классиками, он намеренно исследовал двусмысленную территорию китча, ставшую для него синонимом постмодернизма.
"Если бы я умер в 31, как Сёра, или в 39, как Аполлинер, меня бы сегодня считали одним из главных живописцев века. Знаете, что говорили бы эти глупые критики?! Что самый великий художник-сюрреалист это не Дали, Не Магритт, не Дельво, а я - Кирико!" - с иронией заметил как-то итальянец. У него впереди была долгая жизнь, он умер в 1978 году в возрасте 90 лет.
Кирико копирует великих предшественников: Рубенса, Фрагонара, Тинторетто, Вато, Курбе. Теперь он - автор классических сюжетов: мифологических сцен, обнаженной натуры, натюрморты; копиист, рисующий центурионов, лошадей, средневековые сражения, бой гладиаторов. Он - экзотический ориенталист в стиле Делакруа. Его многочисленные автопортреты ошеломляют: то он в костюме тореадора или испанского гранда, вырядившегося для маскарада, а то и вовсе обнажен, с отвислыми щеками и животом. Кирико одержимо живописует утраченную античность, исчезнувшую роскошь. Он редко дотягивает до уровня классиков, но упорствует в этом заведомо проигранном пари.
Кирико не трогали обвинения, которые адресовали ему возмущенные его изменой друзья-сюрреалисты, с восторгом принимавшие ранее его метафизику. Вслед за Бретоном, который предал художника анафеме, они объявили его творчество упадническим, а самого Кирико - "заблудшим гением".
Высказывание одного критика уже после его смерти: "По своему он был бунтарем, потому что писать в манере маньериста в 1947 г. - такой же вызов, как в 1910 г. открыть миру метафизику."
)))
Автопортрет. "Что мне еще любить, как не загадку?"
Картины разных периодов творчества:Картины разных периодов творчества:
Разрушение муз.
Андромаха.
Великий метафизик.
Песня любви.
Красная башня.
Ностальгия по бесконечности.
Пророк.
Гладиаторы и лев.
Автопортрет в черном костюме.
Автопортрет.